Конспект занятия в старшей группе
«Семья в куче, не страшна и туча»
Авторы: Звенигородская Наталья Евгеньевна, Бабина Ирина Владимировна
Цель: Приобщать дошкольников к культуре Донскогокрая. Продолжать знакомить детей с семейным бытом и трудом Донских казаков.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять знания детей о семейном быте казаков:
- Формировать практические навыки детей по высаживанию рассады в огород;
- Обучать девочек-казачек плетению ковров на станке, а мальчиков-казачат плетению плетня:
- Закрепить навыки пришивания пуговиц.
Развивающие:
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;
- Развивать познавательный интерес к истории Донского края, память, внимание, логическое мышление;
- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями – совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу.
Воспитывающие:
- Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувства уважения и почитания к старшим;
- Воспитывать чувства гордости за свой народ, патриотические чувства, любовь к Донскому краю;
- Воспитывать положительные отношения к труду.
Словарная работа:
Гуртом, цыбарка, маманя, дедуня, батя, бабуня, братка, сестрица.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Беседа о семейных казачьих обычаях; ознакомление с казачьими заповедями; экскурсия в городской краеведческий музей: знакомство с казачьими пословицами и поговорками о семье и о труде: просмотр презентаций: "Семья казака", "Казачьи ремесла", "Сельскохозяйственный труд казака" "Казачья утварь"; чтение художественной литературы; составление семейного генеалогического древа; беседы: "Воспитание детей в казачьей семье", труд казака".
Формы организации работы:
Вводная (мативационная часть), коллективная деятельность, работа в подгруппах, самостоятельная деятельность, заключительная.
Методы и приемы:
Наглядный метод:
Музей казачьего быта, казачья утварь, огород, инструменты для труда в огороде, деревянные пуговицы, игла, станок для плетения ковров, лоза для плетения плетня.
Словесный метод:
Побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов.
Практический метод:
Планирование выполнения трудовой деятельности, постановка задач, анализ результатов.
Игровой метод:
Дидактическая игра "Подбери признаки"
Материалы и оборудование:
Станок для плетения ковров, тряпичные веревки, пуговицы, нитки, иголки, лопаты, грабли, семена, ведра, лоза.
Структура занятия:
I Вводная часть- 3 мин
II Основная часть - 20 мин
III Заключительная часть - 2 мин.
Ход занятия
Дети-казачата, 2 воспитателя, родитель (папа - казак) и казак-наставник заходят в музей и садятся за стол
Казачка-Ирина:
Ну вот и позавтракали, пора делами заняться.
Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая казачья семья.
Казак-наставник:
Казачата, а что по вашему мнению семья?
(Ответы детей)
Любо казачата. А зачем человеку нужна семья? (ответы детей)
Сейчас я вам казачата расскажу о казачьей семье, какими они были и как жили, чем занимались. (Рассказ казака - наставника)
Казачка-Наталья:
У каждого в семье есть родные и дорогие люди. А какие же они?
Дидактическая игра "Подбери признаки"
Маму называли маманя или мамка (какая?) - добрая, красивая, заботливая, терпеливая, ласковая, нежная....
Папу называли батя или батяня - сильный, смелый, строгий....
бабушку ласкогоназывали бабаня или бабанюшка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая...
Дедушку называли дедуня - старенький, мудрый, седой...
Сестру называли сестрица - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая...
Брата называли братка - сильный, слабый, умный, заботливый, спортивный....
Казачка-Ирина:
Казачьи семьи были большие, дружные, в одном курене жили несколько поколений и говорили живут гуртом. Значит много.
Казак-батя:
У казаков не принято лениться, каждый должен был трудиться.
Казачка-Ирина:
А вы казачата, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети:
Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помагать взрослым. Мальчики помогали отцу или деду в поле, пасти скот, а девочки помогали матери и бабушке по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили , вязали одежду, готовили еду.
Казачка-Наталья:
Вот сейчас мы с вами и попробуем применить свои знания, умения и чему-то научиться новому.
Казачка-Ирина:
Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.
Но прежде чем приступить к работе, предлагаю немного размяться.
Физминутка
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает
Повороты вправо-влево,делает мой братик Сева.Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Отдохнули, пора и за дело.
Казак-батя:
Ребяты, айда со мной во двор.
Казачка-Ирина:
А вы, девчаты, гляньте чаво у меня есть. Выбирайте
(Предлагаются пуговицы двух цветов и листочки)
Дети делятся на подгруппы:
(Две подгруппы девочек остаются в музее, другая подгруппа девочек отправляется на огород, а подгруппа мальчиков в мастерскую к бате)
I подгруппа девочек в музее
Казачка-Наталья:
Кто хорошо трудится,тому есть чем хвалиться!
Вот мы сейчас с вами и научимся плести ковры и пришивать пуговицы, и все это нам пригодится в хозяйстве. Коврами украсим горницу, и одежда будет в порядке. У кого красные пуговицы пройдите к бабушке Александре. А у кого белые, те остаются со мной.
(Показ и обучение детей)Продуктивная деятельность.
II подгруппа девочек в огороде
Казачка-Ирина:
Земля труд любит!
Чтобы никто не скучал, для всех работа найдется в огороде. Сейчас мы с вами посадим рассаду перцев и синеньких.
(Продуктивная деятельность - посадка рассады)
III подгруппа мальчиков в мастерской у бати.
Казак-батя:
От любой скуки, бери дело в руки!
Ну что, казачата, готовы трудиться? Нам пора плетень доплести, да курей и утей отгородить, а то рассаду поклюют.
(Продуктивная деятельность. Батя показывает, как плести плетень, и они вместе его плетут)
Вся семья собирается за общим столом на дворе.
Казачка-Ирина:
Гуртом хорошо и горы ворочать!
Казачата сегодня потрудились на славу. Ребята, чему вы сегодня научились?
(Ответы детей. Мы научились пришивать пуговицы, плести ковер, плести плетень, сажать рассаду)
Казак-наставник:
В семье, где помогают друг другу, все ладно да складно.
Наша семья - большая, дружная, трудолюбивая.
Пусть в доме каждой из ваших семей будет счастье!
Казачка-Наталья:
На Дону казаки всегда в труду! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!
И сейчас мои юные казачата, я предлагаю вам вернуться в свою группу и расскрасить на последней странице нашей рабочей тетради казачью семью. Эта картина будет символом крепкой казачьей семьи, где все жили гуртом.
(Дети возвращаются в группу и раскрашивают картинку с казачьей семьей в рабочей тетради)
Персональный сайт
Звенигородской Натальи Евгеньевны
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ ДС №7 "Солнышко"
город Белая Калитва