Конспект занятия в старшей группе

                                          «Семья в куче, не страшна и туча»

Авторы: Звенигородская Наталья Евгеньевна, Бабина Ирина Владимировна

Цель: Приобщать дошкольников к культуре Донскогокрая. Продолжать знакомить детей с семейным бытом и трудом Донских казаков.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять знания детей о семейном быте казаков:

- Формировать практические навыки детей по высаживанию рассады в огород;

- Обучать девочек-казачек плетению ковров на станке, а мальчиков-казачат плетению плетня:

- Закрепить навыки пришивания пуговиц.

Развивающие:

- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;

- Развивать познавательный интерес к истории Донского края, память, внимание, логическое мышление;

- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями – совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу.

Воспитывающие:

- Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувства уважения и почитания к старшим;

- Воспитывать чувства гордости за свой народ, патриотические чувства, любовь к Донскому краю;

- Воспитывать положительные отношения к труду.

Словарная работа:

Гуртом, цыбарка, маманя, дедуня, батя, бабуня, братка, сестрица.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Беседа о семейных казачьих обычаях; ознакомление с казачьими заповедями; экскурсия в городской краеведческий музей: знакомство с казачьими пословицами и поговорками о семье и о труде: просмотр презентаций: "Семья казака", "Казачьи ремесла", "Сельскохозяйственный труд казака" "Казачья утварь"; чтение художественной литературы; составление семейного генеалогического древа; беседы: "Воспитание детей в казачьей семье", труд казака".

Формы организации работы:

Вводная (мативационная часть), коллективная деятельность, работа в подгруппах, самостоятельная деятельность, заключительная.

Методы и приемы:

Наглядный метод:

Музей казачьего быта, казачья утварь, огород, инструменты для труда в огороде, деревянные пуговицы, игла, станок для плетения ковров, лоза для плетения плетня.

Словесный метод:

Побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов.

Практический метод:

Планирование выполнения трудовой деятельности, постановка задач, анализ результатов.

Игровой метод:

Дидактическая игра "Подбери признаки"

Материалы и оборудование:

Станок для плетения ковров, тряпичные веревки, пуговицы, нитки, иголки, лопаты, грабли, семена, ведра, лоза.

Структура занятия:

I Вводная часть- 3 мин

II Основная часть - 20 мин

III Заключительная часть - 2 мин.

 

Ход занятия

Дети-казачата, 2 воспитателя, родитель (папа - казак) и казак-наставник заходят в музей и садятся за стол

Казачка-Ирина:

Ну вот и позавтракали, пора делами заняться.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая казачья семья.

Казак-наставник:

Казачата, а что по вашему мнению семья?

(Ответы детей)

Любо казачата. А зачем человеку нужна семья? (ответы детей)

Сейчас я вам казачата расскажу о казачьей семье, какими они были и как жили, чем занимались. (Рассказ казака - наставника)

Казачка-Наталья:

У каждого в семье есть родные и дорогие люди. А какие же они?

Дидактическая игра "Подбери признаки"

Маму называли маманя или мамка (какая?) - добрая, красивая, заботливая, терпеливая, ласковая, нежная....

 Папу называли батя или батяня - сильный, смелый, строгий....

бабушку ласкогоназывали бабаня или бабанюшка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая...

 Дедушку называли дедуня - старенький, мудрый, седой...

Сестру называли сестрица - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая...

Брата называли братка - сильный, слабый, умный, заботливый, спортивный....

Казачка-Ирина:

Казачьи семьи были большие, дружные, в одном курене жили несколько поколений и говорили живут гуртом. Значит много.

Казак-батя:

У казаков не принято лениться, каждый должен был трудиться.

Казачка-Ирина:

А вы казачата, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?

Дети:

Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помагать взрослым. Мальчики помогали отцу или деду в поле, пасти скот, а девочки помогали матери и бабушке по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили , вязали одежду, готовили еду.

Казачка-Наталья:

Вот сейчас мы с вами и попробуем применить свои знания, умения и чему-то научиться новому.

Казачка-Ирина:

Дружно не грузно,  а врозь, хоть брось.

Но прежде чем приступить к работе, предлагаю немного размяться.

Физминутка

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает

Повороты вправо-влево,делает мой братик Сева.Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Отдохнули, пора и за дело.

Казак-батя:

Ребяты, айда со мной во двор.

Казачка-Ирина:

А вы, девчаты, гляньте чаво у меня есть. Выбирайте

(Предлагаются пуговицы двух цветов и листочки)

Дети делятся на подгруппы:

(Две подгруппы девочек остаются в музее, другая подгруппа девочек отправляется на огород, а подгруппа мальчиков в мастерскую к бате)

I подгруппа девочек в музее

Казачка-Наталья:

Кто хорошо трудится,тому есть чем хвалиться!

Вот мы сейчас с вами и научимся плести ковры и пришивать пуговицы, и все это нам пригодится в хозяйстве. Коврами украсим горницу, и одежда будет в порядке. У кого красные пуговицы пройдите к бабушке Александре. А у кого белые, те остаются со мной.

(Показ и обучение детей)Продуктивная деятельность.

II подгруппа девочек в огороде

Казачка-Ирина:

Земля труд любит!

Чтобы никто не скучал, для всех работа найдется в огороде. Сейчас мы с вами посадим рассаду перцев и синеньких.

(Продуктивная деятельность - посадка рассады)

III подгруппа мальчиков в мастерской у бати.

Казак-батя:

От любой скуки, бери дело в руки!

Ну что, казачата, готовы трудиться? Нам пора плетень доплести, да курей и утей отгородить, а то рассаду поклюют.

(Продуктивная деятельность. Батя показывает, как плести плетень, и они вместе его плетут)

Вся семья собирается за общим столом на дворе.

Казачка-Ирина:

Гуртом хорошо и горы ворочать!

Казачата сегодня потрудились на славу. Ребята, чему вы сегодня научились?

(Ответы детей. Мы научились пришивать пуговицы, плести ковер, плести плетень, сажать рассаду)

Казак-наставник:

В семье, где помогают друг другу, все ладно да складно.

Наша семья - большая, дружная, трудолюбивая.

Пусть в доме каждой из ваших семей будет счастье!

Казачка-Наталья:

На Дону казаки всегда в труду! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!

И сейчас мои юные казачата, я предлагаю вам вернуться в свою группу и расскрасить на последней странице нашей рабочей тетради казачью семью. Эта картина будет символом крепкой казачьей семьи, где все жили гуртом.

(Дети возвращаются в группу и раскрашивают картинку с казачьей семьей в рабочей тетради)

 

 

 

 

 

 

Осталось...
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Персональный сайт 

Звенигородской Натальи Евгеньевны

воспитателя высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС №7 "Солнышко"

город Белая Калитва