Конспект  НОД 
по познавательному развитию
 (Экологическое развитие)
в старшей группе ДОУ
( С использованием ИКТ)

"Белая берёза"

Воспитатель МБДОУ ДС №7 "Солнышко"       

Звенигородская Наталья Евгеньевна           

г. Белая Калитва                          

 

 

Цель: учить детей видеть красоту русской природы и любоваться ею.
Задачи: 
Образовательные: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Развивающие: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине через познание родной природы. 
Предварительная работа: Неоднократные наблюдения за березой на прогулках, во время которых воспитатель особое внимание обращает на красоту русской красавицы; чтение стихотворений о березе; рассматривание иллюстраций; на музыкальных занятиях слушание и разучивание песен о березке; загадывание загадок; рисование русской красавицы, заучивание пословиц и поговорок о берёзе.
Оборудование и материалы: диск с записями звуков природы; репродукции русских художников на слайдах, стихи русских поэтов;  кусочки бересты на тарелочках на каждого ребёнка, лупы, поделки из бересты; березовый веник, сок, проектор, компьютер.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.


Содержание  НОД


Воспитатель:  Мои хорошие! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! (Вдруг воспитатель замечает письмо).

 

Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.
«Стоит в поле молода,
Кудрява и стройна,
Как снег бела,
Как луг зелена.
Летом прохлаждает, зимой согревает,
А настанет весна - потёчет слеза»

 

Дети: Это берёза
Воспитатель: Правильно, это берёза.  
Что же здесь написано? Хотите узнать?  (Ответы детей) 
Письмо: Вся в белое платье одета.
             В серёжках,  в листве кружевной
             Встречаю горячее лето 
              Одна на опушке лесной.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чём нас просит Берёзка.
Дети: Берёзка говорит о том, что ей одной скучно. 
Воспитатель: Чтоб берёзе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Берёза - красавица русских полей. Символ земли русской. (Рассказ сопровождается показом слайдов с изображением берёз в разных уголках нашей Родины)
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ  зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах  старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а  на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень  необычная кора. Чем необычна  кора березы?
Дети:  Кора берёзы имеет белый цвет в чёрную полоску.
Воспитатель: Верно, дети. Берёза - одно единственное дерево с белой корой. Это делает её особенно привлекательной, трогательной и нежной. С кем мы можем её сравнить? (высказывание детей) Березу за ее кору называют - белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это  защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий  человека. Но в белой коре - бересте  есть отдушины: черные черточки. Они называются, чечевички, через них береза дышит.
Наблюдение
  Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты.
(Дети рассматривают бересту через лупы и делятся своими впечатлениями)
Воспитатель: Прекрасна берёзка в любое время года. Осенью в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее, весной - ослепительно-белая на фоне изумрудной травы,  летом - длиннокосая, кудрявая; 
 (рассказ сопровождается  слайдами, изображающими берёзу в разное время года на фоне музыки)
Воспитатель:  Во поле берёзка стояла,
                           Во поле кудрявая стояла,
                           Вдруг подул ветерок
                           И слетел с берёзоньки листок.
                          Да не один!
Игра «Найди берёзовый листок»
Воспитатель:   Ребята помогите найти берёзовые листочки (звучит музыка, дети собирают берёзовые листочки). 
Воспитатель:   Почему вы выбрали именно эти листочки?  (Ответы детей)
Какие края у берёзовых листочков? (зазубренные).
Воспитатель:   Молодцы, ребята,  все справились с заданием.  Скажите, пожалуйста, а где можно встретить берёзку?
Дети: Берёзку можно встретить в лесу, на поляне, около дома, в парке, в детском саду.
Воспитатель:  В нашем краю берёзу можно встретить повсюду. Она не только очень красивое дерево, но ещё доброе и щедрое.  Еще в древности - люди отметили  многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших  почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит  многие болезни  человека. А распаренный веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и  силу. Березовыми листьями в старину  красили яйца на Пасху. Весной,  когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение,  у березы  выделяется  вкусный  сок, его  пьют для  укрепления здоровья.   Березовые дрова в деревне, где есть  печки - зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой  и телом,  набраться сил и энергии. Только   нужно помнить, что брать у природы нужно  с умом, не нанося вред. 
 (Рассказ сопровождается слайдами)
Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).
Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу прекрасную землю, а иногда грустит, будто жалуется на кого-то.
Ребята, а оказывается, берёзы тоже плачут. Хотите знать почему?  (Ответы детей)
Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит? Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом, что появляется?
Дети:  Из почек появляются листочки. 
Воспитатель: Верно, листочки. А эту влагу и называют берёзовым соком. Он насыщен разными витаминами, которые полезны для человека. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.
Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.
Что же делать? И сок нужен, берёзу жалко…(высказывание детей)
Оказывается, можно добыть сок, не причиняя берёзки вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся берёзовый сок.
И ещё запомните: срезать ветки можно только с больших берёз, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой.
Берёзовый сок очень полезен, и его используют, как лекарство при разных заболеваниях, как витаминное средство.
Подумайте и скажите: что каждый из вас может сделать, чтобы берёз стало больше, чтобы они радовали нас своей красотой, и приносила пользу? 
Дети: Не ломать  молодые деревца, посадить, хотя бы, одно дерево…
 Воспитатель: На земле мы живем с тобой,
                       Нет прекраснее  земли родной.
                      Так давайте беречь и любить.
                      Не губить её, не губить.
Голос берёзки в записи: Все, что знать обо мне людям надо,
                                           Как любить меня и беречь –
                                           Обо всем вы сегодня сказали.
                                           До свидания. До новых встреч!
Воспитатель: Берёзка оставила нам в дар свой сок.  Прозрачен,  чист,  как слеза. Угощайтесь!
«Пейте сок берёзовый, чтобы были щечки розовыми!»

 

 

 

 


 

Осталось...
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Персональный сайт 

Звенигородской Натальи Евгеньевны

воспитателя высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС №7 "Солнышко"

город Белая Калитва