«Дети – будущее каждого народа,
каждого государства.
И от того, как мы о них позаботимся,
зависит завтрашний день
всего общества».
Формирования основ правового сознания у дошкольников
Введение.
Модуль определяет содержание и основные пути развития в правовом воспитании.
Модуль является авторским, его реализация предполагает совместную деятельность воспитателей, дошкольников и их родителей.
Модуль разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами по проблеме воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях:
• Конвенция о правах ребёнка принята ООН 20 ноября 1989 года;
• Конституция РФ;
• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ действует в редакции от 20.07.2000 г.
• Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996г. №12-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.);
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ 1 июля 1995г. С изменениями и дополнениями.
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.);
• Инструктивно-методическое письмо МОРФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000г №65/23-16;
• Приказ Минздрава РФ «Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2оо3г №139;
• Президентская программа «Дети России» (2001г.);
• Семейный кодекс РФ (1991г.)
Содержание проблемы, необходимость её решения.
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Завтрашний день России во многом определяется тем, какое поколение мы вырастим сегодня.
С наступление 21 века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира, прежде всего отражается на детях.
Понимая, что дети самое дорогое. Что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка?
Человечество пришло на помощь детям, приняв в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребёнка.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974г), эту работу предлагается начинать ещё в дошкольном возрасте. С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим.
Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинства от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Человек должен знать свои права и уметь уважать права других людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо с дошкольного возраста.
Что знают дети о своих правах?
Большинство опрошенных не имеют о них достаточных представлений. С детьми дошкольного возраста можно активизировать интересы в области прав и обязанностей, воспитания уверенности в себе, развитие доброжелательного отношения к своим родным и близким, окружающим.
Построение единой содержательной системы по защите прав ребёнка напрямую связано с работой по программе «Детство» В.И.Логиновой (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений».) но не предусматривает реализацию задач по ознакомлению дошкольников с правовыми основами.
Но потенциал ребёнка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Ребёнок может овладеть такими понятиями, как права и обязанности, честь и достоинство.
Дошкольное образовательное учреждение может и должно влиять на защиту прав ребёнка, формировать у самого ребёнка представления о своих правах и свободах, а педагоги не только давать детям знания, но и создавать условия для практического применений этих знаний.
Отсюда назрела необходимость разработать модуль по правовому воспитанию с учётом возрастных особенностей детей «Каждый имеет право».
Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
• Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
• Формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
• Развивать уважение и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
• Способствовать осознанию детьми понятия «ЗОЖ» и его влияние на состояние здоровья.
Основные направления реализации программы
Модуль реализуется через представления о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям. Созданы условия для их практического применения. Организуя работу по данному направлению, я опиралась на ведущие виды деятельности дошкольников: игровую и художественно-продуктивную, ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнение на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
Ребёнка педагог поупражняет в воспроизведении усвоенных действий, для того, чтобы ребёнок мог увидеть со стороны тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разрабатываются совместно с воспитателем проекты); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).
В качестве наглядных примеров иллюстрирующих то или иное право, понятие. Используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.
Реализация правового воспитания ведёт к формированию ценностной, моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения детей. А так же к активизации их интересов в области прав и обязанностей.
Азы правового воспитания реализуются в программе «Детство» В.И.Логиновой в разделах «Ребёнок входит в мир социальных отношений» и «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В этих разделах освещается доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам, дети приучаются к выполнению правил культуры поведения и гигиены. Данные разделы в программе «Детство» являются основой для подготовки детей по формированию правового сознания. При ознакомлении детей с их правами и обязанностями, необходимо начинать эту важную работу с того, чтобы приучать дошкольников жить по определённым правилам. Правила помогают организации жизни в детском коллективе, способствуют улучшению взаимоотношений, приводят к пониманию каждым ребёнком своих обязанностей перед другими детьми и взрослыми.
Эти правила и обязанность им следовать, далее логично перерастёт в права и обязанности человека. А это значит, что взрослый человек может пользоваться своими правами, но в то же время обязан соблюдать (не нарушать) права других людей.
Ребёнок с раннего возраста попадает в общество взрослых и сверстников, как правило, пытается установить с ними доброжелательные отношения. И очень скоро начинает понимать, что такие отношения складываются в том случае, когда он, ребёнок, умеет соблюдать правила взаимоотношений, правила поведения среди других людей. Тот же, кто не умеет этого делать, постоянно конфликтует, ссорится. И плохо от этого всем: и ему самому, и его товарищам. Поэтому с младшей группы детского сада следует знакомить ребятишек с правилами, которые помогают им дружно жить в коллективе.
Наблюдение за выполнением этих правил всеми детьми группы позволяет вести работу с ними в естественном педагогическом процессе на уровне, доступном дошкольникам разного возраста. Очень важно, чтобы правила усваивались даже малышами и как личностное право, и как обязанности по отношению к другим детям. Стоит отметить, что такое положение будет сопутствовать человеку всю жизнь.
Одно из первых прав, с которым можно познакомить детей, - это право каждого ребёнка на собственное имя. Право человека на имя означает признание его индивидуальности, неповторимости. Имя – социальный знак человека.
Ребёнок слышит своё имя довольно рано и очень скоро начинает его соотносить с собой. Он называет себя по имени раньше, чем употребляет по отношению к себе личное местоимение «Я». Имя позволяет малышу ощутить свою индивидуальность, непохожесть на других. Если же воспитатель обращается к ребёнку по фамилии, он тем самым лишает ребёнка уверенности в себе, снижает его чувство доверия к взрослому, потому что пока маленький человек плохо ассоциирует с собой свою фамилию, ему ближе и понятнее его имя.
Имя ребёнка – это не просто слово, которым родитель при рождении решил наделить своё дитя. Имя – это существенная социальная и психологическая составляющая формирующейся с детства личности.
Несмотря на то, что дети с ранних лет знают своё имя, знают имена других людей, им надо рассказать об истории появления имени человека, о значении разных имён, об их разнообразии, о том, как по звучанию имени можно узнать, как относятся к человеку люди, объяснить, почему в Декларации прав ребёнка записано его право на имя. Такую углублённую работу можно вести уже в старшей группе.
Работа по ознакомлению детей с правом человека на имя может проходить не только на занятиях. Полезно проводить и индивидуальные беседы с детьми, и подгрупповые. Стоит привлечь родителей, чтобы они дома рассказывали детям об именах. Главное, чтобы у ребёнка сформировалось представление о своём праве на имя и обязанность не нарушать право на это любого человека, что, несомненно, будет способствовать доброжелательным взаимоотношениям между детьми, воспитанию толерантного отношения к людям.
Право ребёнка на семью, на любовь и понимание – одно из ведущих прав, так как его реализация обеспечивает растущему человеку эмоциональное благополучие, нормальные условия для становления самооценки. Развития чувства защищённости.
Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому, что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задавать вопросы взрослым и т.д. – то есть только в атмосфере любви и понимания идёт интенсивное гармоничное развитие ребёнка, способного стать в будущем творческой самостоятельной личностью.
Привязанность к родителям и другим членам семьи представляет собой вескую базу для воспитания таких важных черт, как патриотизм, гражданственность, толерантность, дружелюбие.
Трудно найти ребёнка дошкольного возраста, который сказал бы, что он не любит своих родителей и не хочет с ними жить, даже если объективно эти родители и заслуживают к ним такого отношения. Но потребность в близких людях, их любви и понимании так велика, что лишение её воспринимается ребёнком как невосполнимая утрата, подлинная трагедия.
Укрепляет ответную любовь к семье знание собственной родословной, постепенное осознание принадлежности к своему роду через нахождение общих черт характера , внешних признаков и т.д.
Несмотря на безусловную любовь ребёнка к родителям и уверенность в ответной любви к нему, необходимо фиксировать внимание малыша на способах проявления любви, обучать умению видеть эти проявления со стороны взрослых и овладевать навыками собственного выражения любви к родителям и другим членам семьи.
Формирование потребности в семье, дающей человеку любовь и понимание, порождает возможность принять право на семью как жизненно необходимое, нарушение которого приводит к потере эмоциональной устойчивости личности.
Значит, ознакомление детей с правом на семью, на любовь и понимание нужно вести не по принципу накопления знаний, а путём воспитания социальных чувств и закрепления привязанности к своей семье, понимания её необходимости для каждого человека.
В пять лет можно уже спросить у ребёнка, как зовут его родителей, как он дома показывает родителям, что любит их, и как родители показывают это ему.
Пятилетние могут рассказать, как отдыхала их семья в воскресный день, куда ездили в отпуск родителей. Как помогают друг другу члены семьи и т.д.
Начиная со старшей группы можно приступить к целенаправленной работе по формированию и уточнению у детей представлений о своей семье, о семье вообще, её особенностях, истории, о своей роли в семье, своих обязанностях и правах.
Ребёнок рождается с потребностью в познании. С самых малых лет он стремится узнать, что его окружает, какими свойствами и качествами обладает, как действует этот новый для него мир. С возрастом любопытство переходит в любознательность, на основе которой формируется познавательные интересы.
Если взрослые не обращают внимания на этот процесс, если не способствуют его укреплению. Он постепенно затухает и уже к школе у малыша может быть отмечена заниженная познавательная активность. Это очень опасно для становления личности, так как в последующем у ребёнка возникнут проблемы с обучением в школе. С его интеллектуальным и общим социальным развитием.
Именно поэтому правом ребёнка на образование закрепляется обязанность государства обеспечивать этот важный процесс, начиная с раннего и дошкольного возраста, а не только с того момента, когда приходит время поступать в школу.
Процесс образования включает в себя обучение ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Такими особенностями применительно к детям дошкольного возраста является развитие ребёнка в деятельности, прежде всего в предметной, и в игре.
Игра - ведущий вид детской деятельности. Она очень важна для развития ребёнка. В игре малыш удовлетворяет свою потребность войти в мир взрослых, в игровой форме легче воспринимает сложные явления, легче запоминает и присваивает социальные нормы взаимоотношений.
Лишение права на игру влечёт за собой явную задержку в психическом развитии маленького человека.
Чтобы ребята осознавали своё право на игру и образование, необходимо так строить педагогический процесс в ДОУ, чтобы они много играли, занимались интересными делами.
Между тем, необходимо формировать у детей представление об отдыхе – это значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными делами, замечать красоту жизни, а также понимать важность отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека, осознавать, что для отдыха нужно отдельное время, лишать которого никого нельзя.
В работе по ознакомление с правом на отдых можно выделить несколько направлений: разъяснить детям само понятие «отдых» и показать его необходимость; раскрыть возможное содержание активного отдыха; обучать ребят способам организации самостоятельной деятельности и, наконец, обсудить с дошкольниками, нужно ли человеку право на отдых и чего он лишается, если это право нарушено.
С детьми в дошкольном учреждении можно активизировать интересы в области прав и обязанностей, воспитания уверенности к себе, развития доброжелательного отношения к своим родным и близким. Окружающим. Ребёнок может овладеть такими понятиями, как права и обязанности, честь и достоинство.
Образовательная деятельность в ДОУ по правовому воспитанию организуется через перспективное планирование учебно-воспитательной работы.
Организационно-методическая работа с педагогами ДОУ.
От правовой квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье.
Перед педагогическим коллективом ставится задача освоить технологию ознакомления детей разных возрастных групп с их правами и обязанностями.
И для того, чтобы система по реализации модуля правового воспитания ребёнка была эффективной, необходимо проводить работу с педагогическим коллективом, так как педагог – это «главный герой» (если можно так сказать) в системе работы с детьми и родителями.
Во-первых, необходима убеждённость педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
И для того, чтобы оказать помощь педагогам в осмыслении и реализации данного модуля в системе работы ДОУ были определены следующие цели и задачи:
• Ознакомление работников ДОУ с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, нормативно-законодательными актами Российской Федерации и содействие в их реализации;
• Выполнение прав ребёнка в ДОУ;
• Объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребёнка;
• Проведение профилактической, диагностической и коррекционной работы по защите прав ребёнка.
Для выполнения этих задач, предлагаю использовать следующие формы работы с педагогами :
Формы работы с педагогами.
Формы работы Тематика
Педсовет «Знаем ли мы права ребёнка?»
Консультации «Координация усилий семьи и детского сада».
Методические консультации «Защитим права ребёнка»
Индивидуальные беседы и консультации Знание педагогами Конвенции ООН о правах ребёнка.
Знание педагогами Декларации прав ребёнка.
Знание педагогами Семейного кодекса РФ.
Семинар «Какие права ребёнка нарушаются чаще всего родителями, воспитателями?»
Анкетирование «Права детей в обществе»
Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ»
«Защита прав и достоинств маленького ребёнка».
Организационно-просветительская работа с родителями.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушания, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывает отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают как вести себя в трудных ситуациях
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. И поэтому важным фактором успешной работы с детьми является повышения уровня правовой культуры родителей. Для формирования у родителей понимания ценности детства, умение контролировать своё поведение и отношение к детям, необходимо ставить перед собой задачу по ознакомлению родителей с документами, направленными на защиту и охрану прав ребёнка. Исходя из того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, были определены следующие основные задачи в работе с родителями:
• Знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
• Повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
• Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребёнка;
• Перестроить взгляд на ребёнка, помочь понять и принять, что ребёнок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
• Создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт».
Для выполнения поставленных задач определены формы работы с родителями.
Формы работы Тематика
Родительское собрание. «Есть ли права у ребёнка?»
«Наказания в воспитании»
«Защита прав и достоинств маленького ребёнка»
Консультации «Как научиться не нарушать права собственного ребёнка?»,
«Как отвечать на вопросы детей?»,
«Поощрения и наказания»,
Тематические выставки. «Воспитывая маленького гражданина»
«Каждый имеет право»
«Мои первые книжки»
Наглядная информация Оформление стенда «Каждый имеет право»,
«Четыре заповеди мудрого родителя»,
"Пять рецептов избавления от гнева»,
«Семь правил для взрослых».
Индивидуальные беседы. Беседы со специалистами (психолог)
Индивидуальные консультации. Посещение семей воспитанников.
Анкетирование. «Хорошие ли Вы родители?»
«Наказания в воспитании»
Письменные консультации «Восемь типов родительской любви».
Механизм реализации.
Система занятий по правовому воспитанию построена с учётом принципов последовательности и систематичности. Динамика занятий идёт от простого к сложному.
Модуль учитывает проведение разных видов деятельности это:
• Чтение сказок и стихов;
• Изготовление эмблем, визиток;
• Дидактические игры;
• Праздники;
• Театрализованные представления;
• Рисование;
• Конструирование.
Часть занятий имеет похожие названия, но их содержание шире и глубже. В зависимости от возраста детей.
Ранее изученный материал повторяется в той или иной форме.
Работа по защите прав и достоинств ребёнка в дошкольном учреждении значима и необходима. Я думаю, что с применением данного модуля дети будут более внимательно относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь и поддержку.
Если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определённой системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.
Нравственно-правовое воспитание – очень тонкий процесс. Здесь важно, чтобы педагог не упускал из виду возраст и возможности своих воспитанников, соблюдал чувство меры, знакомя детей с их правами и обязанностями.
Материальное обеспечение модуля.
Для работы с детьми необходимы следующие материалы:
• Семейные фотографии детей;
• Физическая карта мира, глобус;
• Кисти, краски, листы бумаги;
• Картинки с изображением различных видов транспорта, предметов необходимых для отдыха в разных условиях;
• Книга «Права ребёнка»;
• Схема генеалогического древа;
• Подбор художественной литературы;
Конечный результат.
Задача педагогов современного ДОУ – не оставаться равнодушным и организовывать защиту прав и достоинств маленького ребёнка. Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с сотрудниками детского сада. А затем с родителями и детьми.
Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.
С дошкольного возраста дети должны быть уверены в своей нужности, ценности, индивидуальности. Формирование культуры тела, ума, души ребёнка есть основа интереса к познанию, самосовершенствованию, активному мировосприятию.
Наш мир – сложный, но вместе с тем интересный. Мы обязаны помочь детям увидеть, попробовать самим как можно больше. И поэтому практическая ценность модуля заключается в том, что он даёт возможность формирования активной жизненной позиции, побуждает желание к самосовершенствованию, в итоге каждый участник данного модуля получит следующие знания:
• Знание педагогов и родителей основных документов по защите прав ребёнка;
• Повышение правовой культуры педагогов и родителей;
• Знание детьми правил здорового образа жизни;
• Знание детьми правил о правах. свободах и ответственности;
• Сформированность коммуникативных умений и навыков;
• Знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребёнка.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
• Борисова О. Правовое образование дошкольников // Ребёнок в детском саду 2002. №4.
• Герасимова С. Каждый имеет право// Обруч 2001.№5
• Данилина. Проблема защиты прав ребёнка в семье//Управление ДОУ. 2005.№6
• Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и в семье // Дошкольное воспитание. 2001.№8.
• Доронова Т.Н. Право на защиту и помощь // Дошкольное воспитание 2001. №11.
• Доронова Т.Н. Право на образование // Дошкольное воспитание. 2001. №10.
• Доронова Т.Н. Право на охрану здоровья// Дошкольное воспитание. 2001. №9.
• Доронова Т.Н. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье // Дошкольное воспитание. 2001. №12.
• Иванова Е.И. Защитим права ребёнка// Управление ДОУ.2010.№3
• Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…М., 2005.
• Козлова С. Мы имеем право. М., 2010.
• Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ М., 2007.
• Кочерыгина В. Правовое воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание.»004.№6.
• Петрова О. Практикум по правовому воспитанию // Ребёнок в детском саду. 2002. № 4.
• Прохорова О.Г. Защита детства в международном праве//Управление ДОУ. 2005. №6.
• Проява Л.В. Система работы по реализации прав ребёнка в образовательном учреждении // Управление ДОУ. 2005. № 3.
• Пыжьянова Л. Права ребёнка //Ребёнок в детском саду.2003.№3
• Редькина Г.И. Проект «Правовое воспитание»//Управление ДОУ. 2010.№3.
• Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 3.
• Соловьёва Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Стёпина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.М.,2003.
• Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2004.
• Суслова Э.К. Семинар-практикум по правовому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ.2005.№3
• Тюкалова Н.Г. Правовое просвещение родителей//Управление ДОУ.2010.№3
• Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Волгоград 2009.
• Царенко Л. Мы тоже имеем право//Ребёнок в детском саду. «003. №3
• Чубченко Е.Н. Защита прав и достоинств ребёнка.// Управление ДОУ. 2005.№6
Персональный сайт
Звенигородской Натальи Евгеньевны
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ ДС №7 "Солнышко"
город Белая Калитва